Числительные – Siffra

speakasap.com/se/grammar/chislitelnye/

 

Jag är i Zelenograd till den 29 april
Jag är i Zelenograd till april 29 – я в зеленограде до 29 апреля

nummer och datum

Födelsedatum – дата рождения

—число —
antal, nummer (количество);
tal (цифра),
siffra (цифра)

цыфры, числа и даты – siffror, siffror och datum

tal -речь, выступление, слово, разговор
число, цифра
говорить

antal – количество, число, ряд, множество, численность, цифра (kvantitet, nummer, mängd)
целый ряд (mängd)

 

siffra – цифра, число, показатель; фигура, фигурка;на рисунке

 

Зна­ние и уме­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся в чис­лах – штука крайне по­лез­ная и важ­ная в ино­стран­ном языке.

Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные

Мы с вами по­зна­ко­мим­ся с са­мы­ми ос­нов­ны­ми ко­ли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми, бла­го­да­ря ко­то­рым вы смо­же­те го­во­рить о своем воз­расте, спра­ши­вать цены в ма­га­зи­нах, вос­при­ни­мать на слух ин­фор­ма­цию на вок­за­лах и так далее.

От 0 до 9 От 10 до 19 От 20 до 29 Де­сят­ки
0 – noll 10 – tio 20 – tjugo 10 – tio
1 – en, ett 11 – elva 21 – tjugoen 20 – tjugo
2 – två 12 – tolv 22 – tjugotvå 30 – trettio
3 – tre 13 – tretton 23 – tjugotre 40 – fyrtio
4 – fyra 14 – fjorton 24 – tjugofyra 50 – femtio
5 – fem 15 – femton 25 – tjugofem 60 – sextio
6 – sex 16 – sexton 26 – tjugosex 70 – sjuttio
7 – sju 17 – sjutton 27 – tjugosju 80 – åttio
8 – åtta 18 – arton 28 – tjugoåtta 90 – nittio
9 – nio 19 – nitton 29 – tjugonio 100 – hundra
1000 – tusen

После того как вы вы­учи­ли гла­гол vara, вы мо­же­те го­во­рить о воз­расте:

Jag är tjugosex år gammal. – Мне 26 лет (до­слов­но: «Я есть 26 лет ста­рый»).
Han är fyrtio (40) år gammal. – Ему 40 лет.
Du är tiugo (20) år gammal. – Тебе 20 лет.

Можно также го­во­рить про­сто

Jag är 26. – Мне 26 лет.

Чис­ли­тель­ные в швед­ском языке – осо­бый раз­го­вор. Числа после 101 и до мил­ли­о­на пи­шут­ся слит­но и по­лу­ча­ют­ся про­сто огром­ны­ми по длине.

500 – femhundra
4000 – fyratusen
341 – trehundrafyrtioett
40.000 – fyrtiotusen
400.000 – fyrahundratusen
1.000.000 – en miljon
3.300.400 – tre miljoner trehundratusenfyrahundra

Если нужно на­звать че­ты­рех­знач­ное число, то сна­ча­ла на­зы­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тысяч, затем ко­ли­че­ство сотен, а затем уже двух­знач­ное число – де­сят­ки и еди­ни­цы.

На­при­мер:

1571 = etttusenfemhundrasjuttioett

Если раз­бить слово на об­ра­зу­ю­щие, то по­лу­чим:

etttusen + femhundra + sjuttio + ett
(одна ты­ся­ча) (пять­сот) (семь­де­сят) (и) (один)

Че­ты­рех­знач­ные числа, обо­зна­ча­ю­щие год, чи­та­ют­ся несколь­ко иначе:

1954 = nittonhundrafemtiofyra

Если раз­бить слово на об­ра­зу­ю­щие, то по­лу­чим:

nitton + hundra + femtio + fyra
(де­вят­на­дцать) (сотен) (пять­де­сят) (че­ты­ре)

Чис­ли­тель­ные от­ве­ча­ют на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Ука­за­ние ко­ли­че­ства – Hur mycket? Hur många? – сколь­ко? (для неис­чис­ля­е­мых и ис­чис­ля­е­мых)

Hur många barn har du? – Сколь­ко у Вас детей?
Jag har tre barn, två söner och en dotter. – У меня трое детей, двое сы­но­вей и одна дочь.

Hur mycket kostar biljetterna? – Сколь­ко стоят би­ле­ты?
De kostar 54 euro och 25 cent. – Они стоят 54 евро и 25 цен­тов.

Hur många buketter har du köpt? – Сколь­ко бу­ке­тов цве­тов ты купил?
Tre buketter blommor med 11 rosor i varje. – 3 бу­ке­та по 11 роз в каж­дом.

Ука­за­ние вре­ме­ни – När? (Когда?) Hur dags? (Во сколь­ко?) Hur länge? (Как долго?)

När har du födelsedag? – Когда у тебя день рож­де­ния?
På onsdag, den 23:e maj. – В среду, 23 мая.

Hur dags börjar lektionen? – В ко­то­ром часу на­чи­на­ет­ся урок?
Klockan åtta kommer läraren och lektionen börjar. – В 8 часов при­хо­дит учи­тель, и урок на­чи­на­ет­ся.

Hur länge tänker du stanna i Sverige? – Как долго ты ду­ма­ешь остать­ся в Шве­ции?
Bara tio dagar.– Толь­ко 10 дней.

Чис­ли­тель­ное en со­гла­су­ет­ся в роде с су­ще­стви­тель­ным.

Har har köpt en liter möjlk och ett kilo bananer. – Я купил один литр мо­ло­ка и один ки­ло­грамм банан.

По­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные

första 1-ый, -ая, -ые, (-ое)
andra 2-ой, -ая, -ые, (-ое)
tredje 3-ий, -ья, -ьи (-ье)
fjärde 4-ый, -ая, -ые, (-ое)
femte 5-ый, -ая, -ые, (-ое)
sjätte 6-ой, -ая, -ые, (-ое)
sjunde 7-ой, -ая, -ые, (-ое)
åttonde 8-ой, -ая, -ые, (-ое)
nionde 9-ый, -ая, -ые, (-ое)
tionde 10-ый, -ая, -ые, (-ое)
elfte 11-ый, -ая, -ые, (-ое)
tolfte 12-ый, -ая, -ые, (-ое)
trettonde 13-ый, -ая, -ые, (-ое)
fjortonde 14-ый, -ая, -ые, (-ое)
femtonde 15-ый, -ая, -ые, (-ое)
sextonde 16-ый, -ая, -ые, (-ое)
sjuttonde 17-ый, -ая, -ые, (-ое)
artonde 18-ый, -ая, -ые, (-ое)
nittonde 19-ый, -ая, -ые, (-ое)
tjugode 20-ый, -ая, -ые, (-ое)
tjugoförsta 21-ый, -ая, -ые, (-ое)
trettionde 30-ый, -ая, -ые, (-ое)
и т.д.

По­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные första (пер­вый) и andra (вто­рой) за­кан­чи­ва­ют­ся на -a, по­это­му со­кра­ща­ют­ся 1:а, 2:а, сле­ду­ю­щие по­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные за­кан­чи­ва­ют­ся на -e, по­это­му со­кра­ща­ют­ся 3:е, 4:е и т.д.

Skicka 1:a-klassbrev vart du vill i Sverige. – От­прав­ляй­те пись­ма пер­вым клас­сом в любую точку Шве­ции. (бук­валь­но: туда, куда вам хо­чет­ся)

Augusti är årets 8:e månad. – Ав­густ – вось­мой месяц года.

Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные могут ста­но­вить­ся су­ще­стви­тель­ны­ми:

en etta – еди­ни­ца
en tvåa – двой­ка
en trea – трой­ка
en fyra – чет­вер­ка
en femma – пя­тер­ка и т.д.

Vem blir trea och går direkt in i Champions League i höst? – Кто ста­нет тре­тьим и сразу вой­дет в Лигу Чем­пи­о­нов осе­нью?

Даты пи­шут­ся и чи­та­ют­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

den + по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное + на­зва­ние ме­ся­ца

Пишут: 25/4 или 25. april
Го­во­рят: den tjugofemte april

Вам также по­на­до­бят­ся на­зва­ния ме­ся­цев:

januari ян­варь
februari фев­раль
mars март
april ап­рель
maj май
juni июнь
juli июль
augusti ав­густ
september сен­тябрь
oktober ок­тябрь
november но­ябрь
december де­кабрь

Ча­сто­ту дей­ствий вы­ра­жа­ют сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Су­ще­стви­тель­ные с ар­тик­лем en Су­ще­стви­тель­ные с ар­тик­лем ett
varje (каж­дый) varje (каж­дый)
varannan (каж­дый вто­рой) vartannat (каж­дый вто­рой)
var tredje vart tredje

Han går på bio varannan vecka, men jag går bara vartannat år. – Он ходит в кино раз в две неде­ли, а я хожу толь­ко раз два года.

Части, дроби

1/1 hel целый
1/2 en halv del одна вто­рая, по­ло­ви­на
1/3 en tredjedel одна треть
1/4 en fjärdedel одна чет­вер­тая
1/5 en femtedel одна пятая
2/6 två sjättedelar две ше­стых
3/7 tre sjundedelar три седь­мых

Med en fjärdedel av Sveriges professorer och hela en tredjedel av landets forskarstudenter är Stockholm Sveriges universitetshuvudstad. – Сток­гольм – уни­вер­си­тет­ская сто­ли­ца, по­сколь­ку там на­хо­дит­ся чет­вер­тая часть всех про­фес­со­ров Шве­ции и тре­тья часть всех ас­пи­ран­тов Шве­ции.

Упраж­не­ния

Упраж­не­ние №1

На­пи­ши­те чис­ли­тель­ное сло­ва­ми

  1. Во сколь­ко мы на­чи­на­ем? – Мы на­чи­на­ем в во­семь или де­вять. Hur dags börjar vi? – Vi börjar kl.  eller . (hur dags – во сколь­ко; att börja – на­чи­нать)
  2. Как долго ты ду­ма­ешь оста­вать­ся в Шве­ции? Один­на­дцать дней. Hur länge tänker du stanna i Sverige?  dagar. (hur länge – как долго; att stanna – оста­вать­ся; att tänka – ду­мать)
  3. Сколь­ко ему лет? Ему уже 18 лет. Hur gammal är han? Han är redan  år. (hur gammal – сколь­ко лет; redan – уже)
  4. Сколь­ко стоит твоя ма­ши­на. Она стоит во­семь­сот тысяч крон. Hur mycket kostar din bil? Den kostar  kronor. (hur mycket – сколь­ко о цене; att kosta – сто­ить; en bil – ма­ши­на; ett hundra – сто; ett tusen – ты­ся­ча; en krona – крона)
  5. Сколь­ко у тебя детей? У меня трое, одна де­воч­ка и два маль­чи­ка. Hur många barn har du? Jag har  flicka och  pojkar. (hur många – сколь­ко об ис­чис­ля­е­мых су­ще­стви­тель­ных; ett barn – ре­бе­нок; en flicka – де­воч­ка; en pojke – маль­чик)
  6. Вчера на улице было минус два­дцать гра­ду­сов, а се­год­ня толь­ко минус пят­на­дцать. Det var  grader kallt ute igår, men idag är det bara . (igår – вчера; idag – се­год­ня; kall – хо­лод­ный; ute – на улице; bara – толь­ко)
  7. Се­год­ня пер­вое ав­гу­ста, но на улице все еще хо­лод­но. Det är  augusti idag, men det är fortfarande kallt ute. (idag – се­год­ня; fortfarande – все еще; kall – хо­лод­ный; ute – на улице)
  8. Ее пер­вый муж живет в Гер­ма­нии. Hennes  man bor i Tyskland. (man – муж; att bo – жить; Tyskland – Гер­ма­ния)
  9. Какой ав­то­бус идет до Цен­траль­ной стан­ции? Двой­ка. Vilken buss går till Centralen? . (vilken – какой; en buss – ав­то­бус; att gå – идти; tvåan – двой­ка)
  10. Ты пер­вый раз в Шве­ции? Är du  gången i Sverige? (en gång – раз)
  11. Билет в Сток­гольм стоит сто крон, а билет в Маль­мё – пять­де­сят крон. Biljett till Stockholm kostar hundra kronor och biljett till Malmö kostar femtio kronor. (en biljett – билет; att kosta – сто­ить; en krona – крона)
  12. Я плачу 300 крон в месяц за квар­ти­ру. Jag betalar trehundra kronor i hyran i månaden. (att betala – пла­тить; ett hundra – сто; en hyra – кварт­пла­та; en månad – месяц)
  13. Когда при­зем­ля­ет­ся са­мо­лет в Ар­лан­де? När landar planet på Arlanda? Kl. . (att landa – при­зем­лять­ся; ett plan – са­мо­лет)
  14. Ка­ко­го числа на­чи­на­ет­ся курс швед­ско­го? Он на­чи­на­ет­ся вто­ро­го июня. Vilket datum börjar kursen i svenska? Den börjar  juni. (vilket datum – ка­ко­го числа; att börja – на­чи­нать­ся; en kurs i svenska – курс швед­ско­го)
  15. Как часто ты хо­дишь в кино в Шве­ции? Один раз в три ме­ся­ца. Hur ofta går du på bio i Sverige? En gång var  månad. (hur ofta – как часто; att gå på bio – хо­дить в кино; en gång – раз; en månad – месяц)
  16. Он от­прав­ля­ет день­ги своим ро­ди­те­лям каж­дый вто­рой месяц. Han skickar pengar till sina föräldrar  månad. (att skicka – по­сы­лать; pengar – день­ги; föräldrar – ро­ди­те­ли; en månad – месяц)
  17. Я по­лу­чил мою первую ра­бо­ту и встре­тил мою первую лю­бовь. Jag fick mitt  jobb och träffade min  kärlek. (att få – по­лу­чать; ett jobb – ра­бо­та; att träffa – встре­тить; en kärlek – лю­бовь)
  18. Моя вто­рая жизнь на­ча­лась после войны. Mitt  liv började efter kriget. (ett liv – жизнь; ett börja – на­чи­нать­ся; efter – после; ett krig – война)
  19. Шве­ция – моя вто­рая ро­ди­на сей­час. Sverige är mitt  hemland nu. (ett hemland – ро­ди­на; nu – сей­час)
  20. Сей­час я буду со­вер­шать вто­рую по­пыт­ку. Nu ska jag göra mitt  försök. (nu – сей­час; att göra – де­лать; ett försök – по­пыт­ка)
  21. Тре­тья часть всех смер­тель­ных слу­ча­ев на до­ро­ге вы­зва­на упо­треб­ле­ни­ем ал­ко­го­ля. En tredjedel av alla dödsfall i trafiken är alkoholrelaterade. (alla – все; ett dödsfall – смер­тель­ный слу­чай; en trafik – до­рож­ное дви­же­ние; alkoholrelaterad – свя­зан­ный с упо­треб­ле­ни­ем ал­ко­го­ля)
  22. Тех­осмотр будет про­хо­дить каж­дый вто­рой год вме­сто од­но­го раза в год как се­год­ня. Bilbesiktning ska ske  år i stället för, som i dag, varje år. (en bilbesiktning – тех­осмотр; att ske – про­ис­хо­дить; i dag – се­год­ня; i stället för – вме­сто; varje år – каж­дый год)
  23. Он про­сы­па­ет­ся каж­дый вто­рой или каж­дый чет­вер­тый час, чтобы по­лу­чить еду. Han vaknar  timme eller  timme för att få mat. (att vakna – про­сы­пать­ся; en timme – час; att få – по­лу­чать; en mat – еда)
  24. Одна треть на­се­ле­ния Шве­ции имеет бес­сон­ни­цу.  av Sveriges befolkning har sömnproblem. (en befolkning – на­се­ле­ние; att ha – иметь; ett sömnproblem – бес­сон­ни­ца)
Leave a Reply 0

Your email address will not be published. Required fields are marked *