Принципы изучения иностранного языка

Методики изучения языка самостоятельно
Три основных принципа изучения иностранного языка:

1. Сначала изучи произношение.

2. Не переводи.

3. Используй систему интервальных повторений.

svenska.spb.ru/metodiki-izucheniya-yazyka-samostoyatelno.html

Первый принцип — Сначала изучи произношение —  В процессе изучения звуков нового языка наши уши привыкают к этим звукам, и после этого освоение словаря, понимание речи и овладение речью происходит гораздо быстрее. Когда мы научимся произношению, у нас появляется правильный, приятный выговор.

Второй принцип — Не переводи —  Новички не только могут избегать мысленных переводов — это необходимое условие для того, чтобы начать думать на иностранном языке. И только так возможно изучение языка.

совершенствовать язык, а не декодировать один язык в другой по одному слову

Система интервальных повторений (СИП) —  По сути, это продвинутое обучение по карточкам. В этой системе вы создаете индивидуальный план запоминания вводимой информации, который позволяет поместить ее глубоко в долговременную память.

Технология, которая помогает учиться быстрее. Эффективность этой технологии основана на пяти принципах, касающихся памяти:

 

Принцип 1

Сделай воспоминания запоминающимися

память находится скорее в связях между нейронами. нейронные схемы: одновременно возбуждающиеся нейроны образуют связь.

с помощью четырех типов связей: структуры, звучания, смысла и личного отношения.

«Любите ли вы пиццу?» — активизирует все четыре уровня обработки.

Четыре уровня обработки действуют как фильтр, защищая нас от информационной перегрузки: какая информация важна, а какую стоит сразу выбросить.

мозг работает на самом низком уровне, который необходим для решения задачи

Этот фильтр — одна из причин, почему так трудно запомнить иностранные слова.

Как запомнить иностранные слова навсегда?

Чтобы создать надежное воспоминание о слове mjöður, нужно задействовать все четыре уровня обработки.

1. Самый первый уровень, структурный, позволяет распознать слово и определить, короткое оно или длинное, и принадлежит к русскому или японскому языку. Этот уровень необходим для чтения, но он задействует слишком маленькую часть ресурсов мозга, чтобы сформировать крепкую память.

Такие слова, как mjöður, очень трудно запомнить, потому что, пока вы не разберетесь, как поступить с незнакомыми буквами, вы не сможете продвинуться дальше.

2. Ваша первая задача в изучении иностранного — это достижение следующего уровня обработки, звучания. Звучание соединяет структуру с ушами и языком, и вы можете говорить. Начните изучение языка со звуков и с того, какие буквы обозначают эти звуки, и вам будет гораздо легче запоминать слова. Студенты запомнили ЛЯГУШКУ (которая рифмуется с ПОДУШКОЙ) в два раза лучше, чем МЕДВЕДЯ (в котором семь больших букв).

Звук обуславливает механическое запоминание. Мы берем имя, например Эдвард, или пару слов, например «кот — gato», и повторяем их несколько раз, постоянно активируя часть мозга, которая соединяет структуру и звучание. Наш mjöður очень приблизительно произносится как «мью-дер», и чем точнее мы выучим его произношение, тем лучше его запомним. Со временем мы будем помнить его так же хорошо, как и имя Эдвард. Это уже лучше, чем структура, но все еще недостаточно для решения нашей задачи. Да и многие из нас плохо запоминают имена, потому что мозг отфильтровывает их, как только они поступают.

3. способ пройти через этот фильтр – с помощью третьего уровня обработки: значения, или смысла.

Значения можно разбить на две большие группы: абстрактные и конкретные. Начнем с абстрактных.  дата моего рождения — это осмысленная (хотя и абстрактная) идея, поэтому вы легче запомните, что мой день рождения в июне, чем тот факт, что «день рождения» по-баскски — «urtebetetze».

Конкретные концепции, затрагивающие несколько органов чувств, хранятся еще глубже, чем абстрактные. Если я скажу вам, что мой день рождения мы отметим на пейнтбольной арене, потом съедим мороженый торт со сливками, а остаток вечера проведем в бассейне, эти подробности запомнятся вам, наверное, гораздо лучше, чем месяц моего рождения. Мы придаем конкретным идеям большее значение и храним их дольше не потому, что они обязательно важнее другой информации, а потому, что они затрагивают большую часть нашего мозга.

4. влияние образов и личной связи

стандартный метод изучения языка предлагает повторять gato и кот до тех пор, пока не образуется звуковая связь. Эта связь слишком слаба, чтобы легко запомнить ее, и кроме того, это бессмысленно: увидев слово gato, вам стоит думать не о слове «кот».

Результат будет лучше, если мы вместо слова на родном языке будем использовать картинку.

Образы запоминаются гораздо лучше слов, потому что, глядя на картинку, мы автоматически думаем о значении.

Поскольку нам нужно учить слова, а не картинки, мы будем использовать комбинации слов и картинок. Этот эффект применим даже в случаях, если изображение совершенно не соответствует слову: абстрактный рисунок вместе с предложением «Яблоки очень вкусны» вы запомните скорее, чем рисунок отдельно. Встретившись с непонятной картинкой и словом, не имеющим к ней отношения, мозг попытается найти в этом смысл, даже если его нет.

Мы можем продвинуться еще на шаг глубже, если включим следующий уровень обработки — личную связь. Вы запомните идею, которая имеет к вам отношение, на 50 % лучше, чем не связанную с вами;

Если вы свяжете слово gato с изображением милого котика, вы легко его запомните. Но если в дополнение вы свяжете gato с воспоминанием о коте, который был у вас в детстве, то вы просто не сможете его забыть.

Как использовать это на практике? Новое слово на иностранном языке — это как имя нового друга. Новым другом может быть человек, кот, напиток — след памяти во всех случаях одинаковый. Давайте научимся лучше запоминать новых друзей с помощью уровней обработки.

Нашего нового друга зовут Эдвард. Просто подумав «Эдвард», мы включаем второй уровень обработки — звуковой. Если мы хотим использовать уровень идей, или концепций, нужно найти определенный образ имени Эдвард — например, Эдвард Руки-Ножницы. Если мы на минутку представим себе нашего нового друга с парой ножниц вместо рук, мы легко запомним его имя.

Успех будет еще большим, если мы отыщем нашу личную связь с этим именем. Может быть, вы помните, как в детстве смотрели «Эдвард Руки-Ножницы», может, у вас есть друг по имени Эдвард, а может, у вас тоже ножницы вместо рук. так вы все больше и больше расширяете сеть нейронов в мозге.

Этот мыслительный процесс требует изобретательности, но вы легко можете этому научиться. Можно за пару секунд найти подходящий образ для слова gato в поиске изображений Google (images.google.com). Задав себе вопрос «Когда я в последний раз видел gato?», вы установите личную связь и усилите сеть нейронов, связанную с этим словом.

с абстрактными понятиями — например, economía (экономика). Воспользовавшись поиском картинок Google, вы увидите массу изображений денег, копилок, биржевых таблиц и политиков. Выбирая любой из этих образов, мы принуждаем мозг мыслить конкретно и концептуально. В результате запомнить слово будет гораздо легче. Спросив себя, влияет ли economía на нашу жизнь, мы установим с этим словом личную связь, необходимую для того, чтобы навсегда запомнить это слово.

Максимизируй лень

Многократные повторения называются зубрежкой.

Зубрить скучно, и на долговременную память это никак не влияет.

► Вместо этого пойдем путем для ленивых: изучим понятие, пока вы не сможете повторить его на память, и на том остановимся.

Принцип 3

Не повторяй. Вспоминай

Изучая материал, вы тренируетесь читать, а не воспроизводить. Если вы хотите научиться лучше вспоминать что-то, нужно тренироваться вспоминать. Наш чистый лист бумаги, стопка карточек, листок с заданиями, в которых нужно выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, или просто мысленные попытки вспомнить — вот именно та тренировка, которая нам нужна. Она улучшает нашу способность вспоминать с помощью одного из самых удивительных свойств мозга: взаимодействия памяти и эмоций.

Когда вам успешно удается что-то вспомнить, в мозге происходит сложный химический танец, который закрепляет это воспоминание.

► Чтобы увеличить эффективность, уделяйте больше внимания вспоминанию, чем повторному прочтению.

► Этой цели вы достигнете, если сделаете карточки с нужными вам словами, грамматическими конструкциями или правилами произношения. Такие карточки, связанные с изображениями и личным опытом, будут основой прочной системы запоминания.

Принцип 4

Не подсказывайте!

Мы можем думать, повторять, вспоминать, представлять, но в нас не заложено «запоминание». Скорее наш мозг устроен так, что он может думать и автоматически удерживать то, что важно.

крайний случай — когда слово какое-то время вертится на языке, пока вы его не вспомните. Такие слова составляют неполную память. Вы вспоминаете, что оно начинается с буквы «с», что оно означает что-то вроде стихотворения или речи в спектакле и что оно похоже на солипсизм или солитер, но никак не можете вспомнить слово солилоквий.

Вспомнив его имя, вы испытываете такое облегчение, что запоминаете это слово навсегда.

Если постоянно проверять себя в тот момент, когда вы почти забыли слово, каждая такая проверка будет в два раза полезнее.

Принцип 5

Перепиши прошлое

Наши «отдельные» воспоминания — это объединение всех вызванных этим стимулом воспоминаний, которые у нас есть.

Этот процесс переписывания — двигатель долговременной памяти. Каждый акт припоминания дополняет старое воспоминание следами вашего нового «я», вашего теперешнего состояния. Это прибавляет к тем воспоминаниям добавочные связи — новые образы, эмоции, звуки и словесные ассоциации, которые облегчают их припоминание в будущем. Если вы много раз перепишете эти воспоминания, они станут незабываемыми.

Всякий раз, когда вы успешно вспоминаете что-то, вы вызываете и переписываете прошлые воспоминания, добавляя в них всякую всячину из настоящего момента.

► Припоминания будут наиболее успешными и эффективными, если опыт получения информации будет как можно более запоминающимся. Вы можете этого достичь, прибавив к каждому изучаемому вами слову звуки, образы и личную связь с ним.

► Если вы действительно забыли, используйте обратную связь, чтобы сразу же вернуть забытые воспоминания.

Распределение времени — наше все: конец забывания

Вы учите новое слово и затем на время откладываете его в сторону. Когда вы его встречаете, попытайтесь вспомнить и снова отложите. Продолжайте, пока не запомните его навсегда. Пока ваши старые слова хранятся в памяти, вы можете учить новые, так же откладывая их на будущее, пока они вам не встретятся, чтобы вы припомнили их и снова отложили в копилку вашей долговременной памяти. Это самый эффективный способ навсегда запоминать большие объемы информации

Ваш мозг имеет стойкую привычку не замечать различий в звуках иностранного языка. Чтобы его переучить, слушайте минимальные пары слов изучаемого вами языка — т. е. слов, похожих по звучанию (например, niece и knees) — и тренируйтесь, пока мозг не научится различать эти новые звуки.

► Тренируясь таким образом, вы начнете лучше распознавать слова в разговоре и лучше их запоминать, занимаясь самостоятельно.

 

В каждом языке своя система правил, определяющих, как соотносится написание и произношение звуков. Если вы усвоите эту систему, доведя ее до автоматизма, то сэкономите много времени и сил.

► Самый легкий способ усвоить это — система интервальных повторений. Чтобы запомнить любое правило, сделайте для него флеш-карточку.

► В процессе построения связей узнавайте о незнакомых звуках все, что можете: их написание, произношение и даже положение языка, губ и связок. Вы пользуетесь сейчас одним из самых странных законов обучения: чем больше подробностей вы узнаете, тем легче будет запомнить целое.

начните с наиболее употребляемых слов. Эти слова легко представить визуально, то есть вы можете учить их с помощью картинок, а не переводов. Это даст вам хорошую основу для изучения в следующих главах абстрактных понятий и грамматики.

 

Вы можете сделать слова более запоминающимися с помощью двух способов:

♦ изучая истории, которые они рассказывают

♦ связывая эти истории со своей жизнью

► Создавая флеш-карточки, используйте лучшего рассказчика всех времен: Google Images.

► И потом потратьте пару секунд, чтобы найти связь между каждым словом и своим личным опытом.

«мнемоническая игра на воображение»

Как запомнить бессмысленные грамматические правила

Продолжая о роде немецких существительных: дерево — мужского рода, его почки — женского, листья — среднего; лошади не имеют рода, собаки имеют мужской род, кошки — женский (включая, конечно же, и котов); рот человека, шея, грудь, локти, пальцы, ногти, подошвы ног и тело — мужского рода, а голова — мужского или среднего в зависимости от слова, которое вы выбрали, и независимо от пола того, кто ее носит: голова немок либо мужского рода, либо среднего. Нос, губы, плечи, груди, руки и пальцы на ногах — женского рода; волосы, уши, глаза, подбородок, ноги, колени, сердце и совесть не имеют рода вообще.

мнемоническая игра на воображение

постарайтесь запомнить род двенадцати проблематичных существительных, которые упоминает Твен. У вас это выйдет быстро, легко, и вы получите удовольствие.

Дерево — мужской род, почка — женский, лист — средний, конь — средний, собака — мужской, кошка — женский, рот — мужской, шея — мужской, рука — женский, нос — женский, колено — средний, сердце — средний.

Вы можете запомнить это с помощью нескольких повторений, но не трудитесь дольше нескольких минут. Вместо этого мы попробуем кое-что поинтереснее и более результативное. Я хочу, чтобы вы представили себе, как все существительные мужского рода взрываются. Дерево? Буме! — всюду щепки. За вашей спиной в стену летят ветки. Ошметки собаки разлетаются по стенам и потолку. Вы снимаете со лба клочья шерсти. Представьте себе это так ярко, как только сможете выдержать.

Существительные женского рода будут гореть. Из носа вырывается пламя, как у дракона, горящая кошка может поджечь вашу спальню. Почувствуйте жар от каждого образа; чем больше органов чувств вы задействуете, тем лучше.

Существительные среднего рода разбиваются, как стекло. По полу рассыпаны рыже-коричневые осколки лошади, тут же и ваше разбитое сердце (всхлипнем). А теперь сами представьте оставшиеся существительные: взрывающиеся рот и шею, горящие руку и почку дерева, разбившиеся лист и колено.

Это займет не больше минуты.

Посмотрите, сколько образов закрепилось в вашей памяти. Мы даже перемешаем их, чтобы затруднить задачу: дерево, лист, лошадь, собака, кошка, рот, шея, рука, нос, сердце, колено, почка дерева.

Неплохо, да? Если вы ярко представили себе все это, то, должно быть, запомнили все без ошибок, а если что-то забыли — с практикой запомнится и это. Мнемонические образы хорошо работают: мы очень хорошо запоминаем образы, особенно если они жестокие, сексуальные, смешные или всё сразу. Яркие, динамичные образы запоминаются гораздо лучше.

нужно придумать образы для его бессмысленных грамматических групп. Поскольку сейчас мы говорим о родах существительных, то вам понадобятся два или три особенно ярких действия, которые хорошо комбинируются с существительными.

когда вы будете делать флеш-карточки, вы можете использовать свое мнемоническое воображение. Если в языке, который вы изучаете, мужчина имеет мужской род, то для него вам может и не понадобиться придумывать другой образ. Но создавая карточку для слова девушка (средний род в немецком), потратьте пару секунд, чтобы разбить ее на тысячу осколков. Пусть ваш образ будет как можно ярче и включает как можно больше органов чувств. Если вы это сделаете, то, просматривая карточку любого слова, вы легко вспомните его род, а если запнетесь, то вы тут же сможете придумать еще более яркий и живой образ. После нескольких сотен слов вы будете делать это автоматически, и род перестанет быть для вас проблемой.

Всякий раз, когда вы натыкаетесь на нелогичную группу слов или список исключений, которые нужно «просто запомнить», вы можете придумать для этих слов мнемонические образы. Можно использовать их даже для правописания — если слово chat («кот» по-французски) начинается с ch, то он может ехать на спине cheval (коня).

придумайте несколько образов и испытайте их. Это превращает одну из труднейших задач изучения языка в веселую игру.

Ключевые понятия

► Во многих языках каждое существительное связано с бессмысленной грамматической категорией рода, что становится настоящим бедствием для иностранцев, изучающих эти языки.

► Если в вашем языке есть грамматический род, вы можете легко запоминать его, придумав для каждого рода определенное яркое, образное действие, и в воображении связывать с такими действиями все существительные.

Сначала изучите инструмент, потом изучите музыку, а потом забудьте все это дерьмо и просто играйте.  -Чарли Паркер   – Об изучении грамматики.

Чтобы быстрее учить язык, нужно задействовать ваш языковой механизм — поглощающий примеры и формирующий правила инструмент мозга, который помог вам выучить ваш родной язык в детстве. Эта машина работает на понятной входной информации — т. е. предложениях, которые вы понимаете, — поэтому вам нужно найти источник простых, понятных вам текстов и предложений с переводами и объяснениями.

► Первые предложения возьмите из учебника по грамматике. — будете учить правила сознательно и, с другой стороны, питать понятной входной информацией ваш языковой механизм, который будет строить на заднем плане сознания интуитивное знание грамматики. Все это быстро приведет вас к знанию языка в совершенстве.

Используйте учебник как источник примеров простых предложений и диалогов.

► Выберите самый интересный пример, иллюстрирующий каждое правило грамматики. А теперь разберите его, обратив внимание на новые слова, грамматические формы и порядок слов. Вы получите целую стопку полезных флеш-карточек, которые легко усваиваются.

 

► Когда вы сталкиваетесь со сложной таблицей склонений, берите из учебника любой пример предложения и с его помощью составляйте предложения, иллюстрирующие все нужные вам формы слов.

► Эти тексты вы превратите во флеш-карточки — те же флеш-карточки с новыми словами/словоформами/порядком слов, которые мы обсуждали выше, — и используете их для изучения шаблонов нового языка.

► В языках бывает много «неправильных» слов, которые можно объединить в группы по определенным образцам. С помощью красочных историй вы можете запомнить образцы, которым следуют эти слова, но нужен еще способ запомнить, какое слово следует какому образцу.

► Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с замысловатой формой слова, выбирайте личность, действие или объект, которые помогут вам его запомнить. Для форм глаголов хорошо подходят мнемонические образы личностей или объектов. Для существительных используйте личность или действие. Прилагательные хорошо сочетаются с объектами, а наречия — с действиями.

► Пользуйтесь письменной речью, чтобы проверить ваши знания и найти слабые места. Возьмите за образец примеры из вашего учебника и пишите о себе и своей жизни.

► Поместите свои письменные работы в одно из интернет-сообществ по обмену знаниями. Все исправления, сделанные носителями языка, превращайте во флеш-карточки. Так вы найдете все пробелы в грамматике и правописании и ликвидируете их.

 

Чтение без словаря — самый простой и легкий способ пополнить пассивную лексику. Одна книга в среднем позволит вам понять из контекста смысл трехсот-пятисот слов. Одна книга на иностранном языке значительно облегчит вам восприятие любых книг и текстов в будущем.

► Читая книгу вместе с аудиокнигой, вы будете продвигаться гораздо быстрее, а также получите неоценимую возможность услышать ритм языка, его музыку. Это улучшит ваше произношение, восприятие языка на слух, вашу лексику и грамматику — короче говоря, продвинет все аспекты вашего знания иностранного.

“““““““““““`
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

первое – спустя 20 минут после заучивания;
второе – спустя 6 – 8 часов;
третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

эффект края

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

Leave a Reply 0

Your email address will not be published. Required fields are marked *